ПРОЕКТ
Профессиональный стандарт: «Педагог»
1. Общие положения
1.1 Профессиональный стандарт «Педагог» предназначен для формирования образовательных программ, в том
числе для обучения персонала организаций образования, сертификации работников и
выпускников организаций образования.
1.2 В настоящем профессиональном стандарте применяются
следующие термины и определения:
1.2.3. Воспитание –
целенаправленное формирование личности в целях
подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в
соответствии с социокультурными нормативными моделями.
1.2.4 Квалификационный
уровень/уровень квалификации – совокупность требований к уровню подготовки и
компетенции работника, дифференцируемой по параметрам сложности,
нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности.
1.2.5 Квалификация
– степень готовности работника к качественному выполнению конкретных трудовых
функций.
1.2.6 Национальная
рамка квалификаций (НРК) – структурированное описание квалификационных уровней,
признаваемых на рынке труда.
1.2.7 Национальная система квалификаций –
совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и
предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда.
1.2.8 Отраслевая
рамка квалификаций (ОРК) – структурированное описание квалификационных уровней,
признаваемых в отрасли.
1.2.9 Отрасль/основная группа – совокупность
предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой
продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков
работающих.
1.2.10 Профессиональная группа – совокупность
профессиональных подгрупп, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или
близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и
предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения.
1.2.11 Профессиональная
подгруппа – совокупность профессий, сформированная целостным набором
трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций.
1.2.12 Профессиональный
стандарт (ПС) – стандарт, определяющий в конкретной области
профессиональной деятельности требования к уровню квалификации, компетенций,
содержанию, качеству и условиям труда.
1.2.13 Профессия
– основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий
определенных знаний, умений и практических навыков, приобретенных в результате
специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об
образовании.
1.2.14 Трудовая
функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной
или нескольких задач процесса труда.
1.3 В настоящем профессиональном стандарте применяются
следующие сокращения:
1.3.1 РК – Республика Казахстан.
1.3.2 НПА – нормативные правовые акты.
1.3.3 НРК – Национальная рамка квалификаций.
1.3.4 ОРК – Отраслевая рамка квалификаций.
1.4
Характеристика Профессионального стандарта
1.4.1
Профессиональный стандарт является одним из четырех
основных элементов национальной системы квалификаций. Учитывает уровни
Национальной рамки квалификаций (НРК) и Отраслевой рамки квалификаций в сфере
образования(ОРК). НРК и ОРК в сфере образования дают основания признавать
результаты как формального,
так и неформального и информального обучения, создают условия для доступа к
оценке и признанию квалификаций не только академической средой, но и
работодателями.
1.4.2Профессиональный
стандарт служит основой для разработки
образовательных программ и модулей педагогических специальностей, для
разработки оценочного материала при сертификации педагогов и выработки
критериев их квалификаций по уровням соответствия.
1.4.3 Профессиональный стандарт служит для планирования повышения
квалификации педагога и его карьерного продвижения. Каждый последующий уровень
наращивает совокупность показателей всех предыдущих уровней. Накопительный и
последовательный характер дескрипторов обеспечивает преемственность результатов
обучения от уровня к уровню.
1.4.4Профессиональный
стандарт состоит из Паспорта и карточек профессий, в которых квалификации
педагога характеризуются по 12 подуровням ОРК в сфере образования и в
соответствии с 5-ю уровнями НРК (с 4 по 8 уровни)
по трем обобщенным показателям: «знания», «умения и навыки», «личностные и профессиональные
компетенции».Дескрипторы 12
подуровней учитывают степень самостоятельности, ответственности и сложности выполняемых
трудовых функций педагога:
1)
степень
самостоятельности отражена в обобщенном показателе «умения и навыки»;
2)
степень
ответственности прописывается в обобщенном показателе «личностные и
профессиональные компетенции»;
3)
степень
сложности отражается в обобщенном показателе «знания», сложность труда
педагога связана с его принадлежностью к типу профессий «человек-человек».
Педагогическая деятельность – это непрямое воздействие одного человека на
другого, а их взаимодействие. Поэтому объектом деятельности педагога является
педагогический процесс, а ученик из объекта воздействия переходит на позицию
субъекта деятельности.
1.4.5В профессиональном стандарте педагога выделены пять трудовых функций:
1)
обучающая;
2)
воспитывающая;
3)
методическая;
4)
исследовательская;
5)
социально-коммуникативная.
1.4.6В профессиональном
стандарте дескрипторы второй трудовой функции не ранжированы по уровням. Этафункция
является «сквозной» для всех уровней и отражает ценности педагогической
профессии. Без этих ценностей труд педагога становится опасным не только для
психического и физического развития личности, но и для духовно-нравственного
здоровья всего подрастающего поколения.
1.4.7В
концептуальную основу профессионального стандарта положена модель современного
педагога.
1.4.8
Профессиональный стандарт по мере развития педагогических квалификаций может
дополняться дескрипторами, которые будут отражаться в отдельных карточках
профессии в качестве приложений к данному стандарту.
2. Ценности
педагогической профессии
Сложность труда педагога связана с его принадлежностью к типу
профессий «человек-человек». Педагогическая деятельность – это непрямое
воздействие одного человека на другого, а их взаимодействие. Поэтому объектом
деятельности педагога является педагогический процесс, а ученик из объекта
воздействия переходит на позицию субъекта деятельности. На этой основе
определены ценности педагогической профессии:
-
уважение к
личности обучающегося, его прав и свобод;
- толерантность
к
другим убеждениям, взглядам на мир и обычаям;
- открытость к культурному многообразию;
-
гибкость, адаптируемость, способность к эмпатии;
-
понимание ценностей личности, языка и коммуникации;
-
навыки самообучения, аналитического икритического мышления;
-
коммуникативные и языковые навыки;
-
навыки сотрудничества, умения разрешать конфликты
3. Паспорт
профессионального стандарта
3.1 Наименование профессионального стандарта: педагог.
3.2 Цель разработки профессионального стандарта:
описание умений и навыков, знаний и компетенций, необходимых педагогу.
3.3 Краткое описание профессионального стандарта:
стандарт содержит требования к педагогической деятельности.
3.4 Профессиональная группа: педагогические работники
(4-8 уровни НРК и ОРК).
4.
Карточки професcий
4.1 Перечень
карточек профессий:
4.1.1 карточки
профессии «Педагог» – 4-8 уровни квалификаций по ОРК;
4.1.2 карточки
профессии «Менеджер в образовании» – 7-8 уровни квалификаций по ОРК;
4.1.3 карточки
профессии «Бизнес-тренер» – 4-8уровни квалификаций по ОРК;
4.2 Карточки
профессии приводятся в Приложении 1 к настоящему профессиональному стандарту.