"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ БУРАБАЙ АУДАНЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІ" МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ПО БУРАБАЙСКОМУ РАЙОНУ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

ПРОЕКТ Профессиональный стандарт «Педагог»

01.02.2017

ПРОЕКТ

 

Профессиональный стандарт: «Педагог»

 

1. Общие положения

 

1.1 Профессиональный стандарт «Педагог» предназначен для формирования образовательных программ, в том

числе для обучения персонала организаций образования, сертификации работников и

выпускников организаций образования.

1.2 В настоящем профессиональном стандарте применяются

следующие термины и определения:

1.2.3. Воспитание –

целенаправленное формирование личности в целях

подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в

соответствии с социокультурными нормативными моделями.

1.2.4 Квалификационный

уровень/уровень квалификации – совокупность требований к уровню подготовки и

компетенции работника, дифференцируемой по параметрам сложности,

нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности.

1.2.5 Квалификация

– степень готовности работника к качественному выполнению конкретных трудовых

функций.

1.2.6 Национальная

рамка квалификаций (НРК) – структурированное описание квалификационных уровней,

признаваемых на рынке труда.

1.2.7 Национальная система квалификаций –

совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и

предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда.

1.2.8 Отраслевая

рамка квалификаций (ОРК) – структурированное описание квалификационных уровней,

признаваемых в отрасли.

1.2.9 Отрасль/основная группа – совокупность

предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой

продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков

работающих.

1.2.10 Профессиональная группа – совокупность

профессиональных подгрупп, имеющая общую интеграционную основу (аналогичные или

близкие назначение, объекты, технологии, в том числе средства труда) и

предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения.

1.2.11 Профессиональная

подгруппа – совокупность профессий, сформированная целостным набором

трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций.

1.2.12 Профессиональный

стандарт (ПС) – стандарт, определяющий в конкретной области

профессиональной деятельности требования к уровню квалификации, компетенций,

содержанию, качеству и условиям труда.

1.2.13 Профессия

– основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий

определенных знаний, умений и практических навыков, приобретенных в результате

специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об

образовании.

1.2.14 Трудовая

функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной

или нескольких задач процесса труда.

1.3 В настоящем профессиональном стандарте применяются

следующие сокращения:

1.3.1 РК – Республика Казахстан.

1.3.2 НПА – нормативные правовые акты.

1.3.3 НРК – Национальная рамка квалификаций.

1.3.4 ОРК – Отраслевая рамка квалификаций.

1.4

Характеристика Профессионального стандарта

1.4.1

Профессиональный стандарт является одним из четырех

основных элементов национальной системы квалификаций. Учитывает уровни

Национальной рамки квалификаций (НРК) и Отраслевой рамки квалификаций в сфере

образования(ОРК). НРК и ОРК в сфере образования дают основания признавать

результаты как формального,

так и неформального и информального обучения, создают условия для доступа к

оценке и признанию квалификаций не только академической средой, но и

работодателями.

1.4.2Профессиональный

стандарт служит основой для разработки

образовательных программ и модулей педагогических специальностей, для

разработки оценочного материала при сертификации педагогов и выработки

критериев их квалификаций по уровням соответствия.

1.4.3 Профессиональный стандарт служит для планирования повышения

квалификации педагога и его карьерного продвижения. Каждый последующий уровень

наращивает совокупность показателей всех предыдущих уровней. Накопительный и

последовательный характер дескрипторов обеспечивает преемственность результатов

обучения от уровня к уровню.

1.4.4Профессиональный

стандарт состоит из Паспорта и карточек профессий, в которых квалификации

педагога характеризуются по 12 подуровням ОРК в сфере образования и в

соответствии с 5-ю уровнями НРК (с 4 по 8 уровни)

по трем обобщенным показателям: «знания», «умения и навыки», «личностные и профессиональные

компетенции».Дескрипторы 12

подуровней учитывают степень самостоятельности, ответственности и сложности выполняемых

трудовых функций педагога:

1)  

степень

самостоятельности отражена в обобщенном показателе «умения и навыки»;

2)  

степень

ответственности прописывается в обобщенном показателе «личностные и

профессиональные компетенции»;

3)  

степень

сложности отражается в обобщенном показателе «знания», сложность труда

педагога связана с его принадлежностью к типу профессий «человек-человек».

Педагогическая деятельность – это непрямое воздействие одного человека на

другого, а их взаимодействие. Поэтому объектом деятельности педагога является

педагогический процесс, а ученик из объекта воздействия переходит на позицию

субъекта деятельности.

1.4.5В профессиональном стандарте педагога выделены пять трудовых функций:

1)  

обучающая;

2)  

воспитывающая;

3)  

методическая;

4)  

исследовательская;

5)  

социально-коммуникативная.

1.4.6В профессиональном

стандарте дескрипторы второй трудовой функции не ранжированы по уровням. Этафункция

является «сквозной» для всех уровней и отражает ценности педагогической

профессии. Без этих ценностей труд педагога становится опасным не только для

психического и физического развития личности, но и для духовно-нравственного

здоровья всего подрастающего поколения.

1.4.7В

концептуальную основу профессионального стандарта положена модель современного

педагога.

1.4.8

Профессиональный стандарт по мере развития педагогических квалификаций может

дополняться дескрипторами, которые будут отражаться в отдельных карточках

профессии в качестве приложений к данному стандарту.

 

2. Ценности

педагогической профессии

 

Сложность труда педагога связана с его принадлежностью к типу

профессий «человек-человек». Педагогическая деятельность – это непрямое

воздействие одного человека на другого, а их взаимодействие. Поэтому объектом

деятельности педагога является педагогический процесс, а ученик из объекта

воздействия переходит на позицию субъекта деятельности. На этой основе

определены ценности педагогической профессии:

-    

уважение к

личности обучающегося, его прав и свобод;

-     толерантность

к

другим убеждениям, взглядам на мир и обычаям;

-     открытость к культурному многообразию;

-    

гибкость, адаптируемость, способность к эмпатии;

-    

понимание ценностей личности, языка и коммуникации;

-    

навыки самообучения, аналитического икритического мышления;

-    

коммуникативные и языковые навыки;

-    

навыки сотрудничества, умения разрешать конфликты

 

3. Паспорт

профессионального стандарта

 

3.1 Наименование профессионального стандарта: педагог.

3.2 Цель разработки профессионального стандарта:

описание умений и навыков, знаний и компетенций, необходимых педагогу.

3.3 Краткое описание профессионального стандарта:

стандарт содержит требования к педагогической деятельности.

3.4 Профессиональная группа: педагогические работники

(4-8 уровни НРК и ОРК).

 

4.

Карточки професcий

 

4.1 Перечень

карточек профессий:

4.1.1 карточки

профессии «Педагог» – 4-8 уровни квалификаций по ОРК;

4.1.2 карточки

профессии «Менеджер в образовании» – 7-8 уровни квалификаций по ОРК;

4.1.3 карточки

профессии «Бизнес-тренер» – 4-8уровни квалификаций по ОРК;

4.2 Карточки

профессии приводятся в Приложении 1 к настоящему профессиональному стандарту.

Просмотров: 1201

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Ұйымдар тізімі
Текст