ВВЕДЕНИЕ
В рамках интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство, развития конкурентоспособности отечественного образования необходимо обновление содержания образования, ориентированного на переход от
концепции «образование на всю жизнь» к пониманию необходимости «обучения в течение всей жизни»[1].
Государственной программой развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы определено,
что « в целях совершенствования действующего формата ЕНТ будут предусмотрены разделение процедуры ЕНТ на итоговую аттестацию в школе и вступительные экзамены в вуз... »[1].
Итоговая аттестация выпускников – процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом
соответствующего уровня образования. В рамках обновления содержания образования меняется и формат итоговой
аттестации. Согласно приказу Министра образования и науки РК от 16 ноября 2016 года № 660
«О внесении изменения в приказ Министра образования и науки РК от 18.03.2008 №
125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости,
промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» [2]итоговая аттестация выпускников
школ будет проводиться по 5 предметам в следующих формах:
–письменный экзамен по родному языку и литературе (язык обучения) в форме эссе;
–письменный экзамен по алгебре и началам анализа;
–устный экзамен по истории Казахстана;
–тестирование по казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения;
русскому языку в школах с казахским языком обучения;
– предмет по выбору – тестирование.
Разнообразие форм контроля по конкретным предметам выбрано с учетом их специфики. Проведение итоговых экзаменов позволит проверить умения и навыки выпускников, указанные в государственном общеобязательном стандарте образования и сформированные в рамках школьных предметов в течение всех учебных лет.
Цель данного пособия–дать методические рекомендации по написаниюэссе и представить критерии оценивания письменного экзамена по русскому языку и литературе. В пособии также указана специфика эссе и его отличие от сочинения, приведены примеры эссе с анализом, представлен перечень тем для подготовки к эссе.